(Без-)барьерная жизнь людей с ограниченными возможностями

По официальной статистике ВОЗ более миллиарда человек на планете имеют ту или иную форму инвалидности. Ожидается, что к 2050 году это число достигнет 2 миллиардов.

15% населения планеты живут, ежедневно преодолевая препятствия и барьеры. Для одних эти барьеры не создают серьезных проблем, для других они – испытание на прочность, кто-то выживает на грани, не в состоянии справиться с ними.

Инвалидность изменяет кардинальным образом мир внутри и вокруг человека: ухудшается здоровье, меняется окружение, усложняется доступ к образованию и трудоустройству, часто снижается качество жизни в целом. Сегодня мы понимаем, что инвалидность формируется и усугубляется не только и не столько в результате изменения физического здоровья человека, но и в результате влияния на него множества внешних факторов. Такими факторами является, например, отсутствие доступа к транспорту, зданиям, связи, услугам, социальная изоляция, зависимость от решений и действий не всегда эффективных государственных органов. Человек с инвалидностью погружается в мир, полный барьеров. В этом мире часто можно выживать, но не полноценно и счастливо жить.

Почему мы имеем такую печальную картину? Какие барьеры мешают людям, имеющим инвалидность, жить полноценной жизнью? Попробуем систематизировать их и понять, что каждый из нас может изменить здесь и сейчас.

То, что для здорового человека является обычным и рутинным в системе здравоохранения, образования, занятости, транспорта и общественного пространства, для инвалида может стать непреодолимой преградой. Чем беднее государство, тем серьезнее проблема.

У каждого могут возникнуть трудности, но для людей с ограниченными возможностями барьеры могут быть более частыми и оказывать большее влияние на их жизнь.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение барьеров:
это факторы в среде человека, которые из-за их отсутствия или присутствия ограничивают функционирование и создают инвалидность.

К ним относятся такие аспекты, как:
физическая среда, которая не доступна,
отсутствие соответствующих вспомогательных технологий (вспомогательных, адаптивных и реабилитационных устройств),
негативное отношение людей к инвалидности,
услуги, системы и политики, которые либо отсутствуют, либо препятствуют вовлечению всех людей с состоянием здоровья во все сферы жизни.

Можно выделить несколько наиболее распространенных категорий барьеров, которые затрудняют и/или делают невозможной работу и доступ к услугам людей, имеющих инвалидность. Это мировоззренческие (поведенческие), информационные, физические, организационные, транспортные, социальные и политические барьеры.

Как правило, в реальной ситуации действует одновременно несколько из них.

Мировоззренческие (поведенческие) барьеры

Мировоззренческие барьеры являются самыми базовыми и способствуют возникновению других барьеров. Мировоззренческие барьеры, среди прочих, включают в себя следующие.

Стереотипные социальные ожидания.

Люди могут считать, что человек с инвалидностью заведомо недееспособен из-за своих нарушений и изначально обречен на низкое качество жизни. Отношение к ним носит отстраненный, недружественный и даже агрессивный характер. Такое отношение приводит к стремлению людей с ограниченными возможностями свести к минимуму контакты с агрессивной средой, самоизоляции, замкнутости и снижению мотивации к какой-либо общественно полезной деятельности. С другой стороны, инвалиды воспринимаются как люди, лишенные возможностей полноценного развития, что вызывает к ним сочувствие и жалость. Результатом становится появление слоя инвалидов-иждивенцев, которые считают, что им все вокруг должны. И если они не получают того, что считают принадлежащим им по праву, то ответными действиями с их стороны будет агрессия против тех, у кого это есть.

Стигматизация, предрассудки.

Люди могут рассматривать инвалидность как личную трагедию, как изъян, как нечто, что необходимо вылечить или предотвратить, как наказание за проступки, или как свидетельство отсутствия способности вести себя так, как это ожидается в обществе.

Дискриминация

Даже если инвалид достаточно мобилен и имеет средство передвижения (протез, кресло-коляска), то сама общественная среда не является для него дружественной. Потенциальный работодатель предпочтет инвалиду здорового человека в силу нежелания нести ответственность и дополнительные расходы. К этому подключается отсутствие или нехватка социальных навыков у многих инвалидов. В результате люди с ограниченными возможностями редко выходят в социум и тем самым вытесняются на периферию внимания общества, сокращается их доступ к различным формам взаимодействия, чем нарушается принцип социальной справедливости и равноправия.

Сегодня отношение к инвалидности изменилось в лучшую сторону. Общество признает, как правило, что инвалидность это не «личный недостаток». Что ограниченные возможности это когда функциональные потребности человека не удовлетворяются в физическом или социальном плане. Что сосуществование с людьми с ограниченными возможностями это социальная ответственность. Что все люди могут и должны получить поддержку, чтобы жить независимой и полноценной жизнью.

Поэтому в современном мире становится легче распознавать и решать проблемы, с которыми сталкиваются все люди, в том числе инвалиды.

Информационные барьеры

Информационные барьеры испытывают, в основном, люди с ограниченными возможностями, которые влияют на слух, речь, чтение, письмо и/или восприятие. Такие люди нуждаются в отличных от общеиспользуемых способах коммуникации. Вот некоторые примеры информационных барьеров.

Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на инвалидном кресле

высокое расположение информации.

Для людей с нарушениями зрения

  • отсутствие дублирующей тактильной или звуковой информации и указателей,
  • отсутствие дублирующей звуковой информации при чрезвычайных ситуациях и в экстренных случаях,
  • использование обычных письменных сообщений во взаимодействии,
  • использование мелкого шрифта или отсутствие версии шрифтом Брайля на указателях в местах общественного пользования,
  • отсутствие версии для слабовидящих или версии шрифтом Брайля для людей, которые используют программы чтения с экрана,
  • отсутствие цветовой контрастной информации и указателей,
  • использование знаков, текстовой и графической информации недостаточных размеров.

Для людей с нарушениями слуха:

  • отсутствие и недостаточность зрительной информации,
  • отсутствие сурдо- и тифлосурдоперевода и переводчика,
  • отсутствие дублирующей световой информации при чрезвычайных ситуациях,
  • голосовые сообщения, которые могут быть недоступны для людей с нарушениями слуха, в том числе использование видеоконтента, который не содержит субтитры,
  • отсутствие звукоусиливающих средств в местах получения услуг и информации.

Для людей с нарушениями умственного развития:

  • отсутствие (недостаточность) понятной информации, информации на простом языке.

Для всех категорий

  • отсутствие (нарушение требований) информации и навигации на объекте для МГН — указателей доступных помещений и путей движения,
  • отсутствие информации на сайте и информационных носителях на объекте.

Физические барьеры

Физические барьеры — это структурные препятствия в естественной или искусственной среде, которые усложняют или блокируют мобильность или доступ. Примеры физических барьеров включают в себя.

Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • высокие пороги, ступени,
  • отсутствие поручней, нарушение их высоты,
  • неровное, скользкое и мягкое (с высоким ворсом, крупнонасыпное и проч.) покрытие,
  • неправильно установленные пандусы,
  • узкие дверные проемы и коридоры,
  • отсутствие места для разворота кресла-коляски в помещении,
  • ограждения и бордюры, которые блокируют возможность человеку с двигательными нарушениями войти в здание, пересечь проезжую часть или использовать тротуар,
  • отсутствие подъемников или пандусов для передвижения лиц в инвалидных колясках или других лиц, которые испытывают трудности при подъеме.

Для людей с нарушениями зрения:

  • преграды на пути движения (колонны, тумбы, стойки и проч.), без предупредительной информации о препятствии (тактильной, звуковой),
  • недостаточная освещённость мест и путей движения,
  • отсутствие поручней, иных направляющих,
  • неорганизованность доступа на объект и места ожидания собаки-проводника,
  • ступени, особенно разной геометрии, без тактильного обозначения.

Для людей с нарушениями слуха:

  • отсутствие аудиоконтура, индукционных петель,
  • наличие электромагнитных помех.

С нарушениями умственного развития:

  • отсутствие ограждений опасных мест,
  • трудности ориентации при неоднозначности информации,
  • неорганизованность сопровождения на объекте (при необходимости).

Для всех категорий

  • нарушение требований освещённости мест и путей движения,
  • неорганизованность путей эвакуации и информации о чрезвычайных ситуациях и в экстренных случаях,
  • отсутствие средств (кнопок) вызова персонала в закрытых помещениях.

Организационные барьеры

Организационные барьеры ограничивают эффективную реализацию различных социальных программ, в том числе программ здравоохранения, для людей с различными видами ограничений. Примеры организационных барьеров, среди прочих, включают в себя:

  • некомпетентность персонала по вопросам общения и оказания помощи инвалидам,
  • отсутствие доступного оборудования (например, маммографическое оборудование для женщин с нарушениями опорно-двигательного аппарата),
  • недостаточное время, отведенное для медицинского обследования и процедур,
  • отсутствие (нарушение требований) информации и навигации на объекте для маломобильных групп населения — указателей доступных помещений и путей движения.

Транспортные барьеры

Транспортные барьеры возникают из-за отсутствия или недостаточного развития транспортной сети, адаптированной к потребностям людей с ограниченными возможностями.

Например:

  • отсутствие и\или непродуманно сформированная тротуарно-тропиночная сеть, адаптированная к потребностям инвалидов всех категорий (по слуху, по зрению, колясочников), не имеющая барьеров на путях передвижения,
  • отсутствие индивидуального специализированного транспорта для инвалидов, доступного по цене,
  • ограниченное количество бесплатных мест для парковки инвалидов,
  • отсутствие и\или недостаточное развитие услуги социального такси,
  • отсутствие и\или ограниченное количество подвижного состава общественного транспорта, адаптированного для потребностей инвалидов (низкопольного, с подъемными устройствами),
  • отсутствие в салонах общественного транспорта надписей, иной графической и текстовой информации, выполненной крупным шрифтом или шрифтом Брайля, кнопок связи с водителем, креплений для кресел колясок и тп.

Социальные барьеры

Социальные барьеры связаны с условиями, в которых люди рождаются, растут, живут, учатся, работают и стареют — или социальными детерминантами здоровья — которые могут способствовать ухудшению функционирования людей с ограниченными возможностями.

Основу социальных барьеров составляют вопросы социальной политики государства, содержание которой во многом ориентировано и выражает интересы «здоровой» части населения.

Так, люди с ограниченными возможностями имеют гораздо меньше шансов на работу. Как иллюстрация: по данным Федерального реестра инвалидов Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2019 года в стране насчитывается 11,95 млн инвалидов, в том числе 679,9 тыс. детей-инвалидов. И только 28,8 % инвалидов трудоспособного возраста имеют стабильную работу.

Взрослые в возрасте 18 лет и старше с ограниченными возможностями реже получают высшее образование по сравнению со сверстниками без инвалидности.

Люди с ограниченными возможностями чаще имеют крайне низкий доход.

Дети-инвалиды почти в четыре раза чаще подвергаются насилию чем здоровые сверстники. Список можно продолжить.

Политические барьеры

Политические барьеры часто связаны с несовершенным законодательством, а также недостаточной осведомленностью в применении и/или сознательным игнорированием существующих законов и нормативных актов в отношении людей с инвалидностью. Государственные услуги, программы и мероприятия должны быть без ограничений доступны для людей с ограниченными возможностями. Примеры политических барьеров, среди прочих, включают в себя:

  • Отказ людям с инвалидностью участвовать в программах, услугах или других льготах, финансируемых из федерального бюджета, или пользоваться ими;
  • Отказ инвалидам в доступе к программам, услугам, льготам или возможностям в силу наличия физических барьеров;
  • Отсутствие и\или недостаточное государственное финансирование на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР, к ним относятся, например, инвалидные коляски, ходунки, протезы и слуховые аппараты).
  • Отказ в разумных приспособлениях для квалифицированных специалистов с ограниченными возможностями, чтобы они могли выполнять основные профессиональные функции, для выполнения которых они были наняты.

Надо отметить, что социум и государственные институты, в том числе в Российской Федерации, предпринимают серьезные шаги, чтобы на основании существующих нормативных – правовых актов и государственных программ дать возможность людям с ограниченными возможностями в полной мере реализовать свой личностный потенциал и сформировать высокий уровень социо-культурной толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Продуманная и системно реализуемая государственная политика в сфере доступной среды для людей с ограниченными возможностями – залог того, что 15% населения планеты обязательно станут полноценными равными и активными участниками социальных, экономических, культурных и других процессов в жизни мирового сообщества.