Формирование доступной среды

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 12,1 млн. инвалидов, что составляет около 8,2 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., цель которой заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

С момента ратификации Российская Федерация обязалась принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Таким образом, одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является создание условий развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам государственной власти и организациям независимо от их организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации, а также ответственность органов государственной власти и организаций за уклонение от исполнения этих требований.

Приоритеты формирования Доступной среды определены статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положениями Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363.

В соответствии с указанными выше документами под Доступной средой понимается физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.

Формирование доступной среды – это устранение препятствий и барьеров в обеспечении беспрепятственного доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также услугам, предоставляемым населению.

Федеральное законодательство в области доступной среды для инвалидов и других МГН

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ

Основополагающей, является статья 15, которая содержит нормативные положения о мерах, которые принимаются для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с абз. 1 ст. 15 — Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Данное положение законодательства подтверждается судебной практикой. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689 вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

В соответствии с абз. 2 ст. 15 ФЗ не допускается новое строительство, реконструкция зданий и т.д. без обеспечения доступности к ним инвалидов и других маломобильных граждан.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В абз. 4 ст. 15 законодатель устанавливает случаи, когда необходимо согласование с общественными объединениями инвалидов.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (п. 3 ст. 2, п. 12 ст. 48)

«Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения», является одним из основных принципов законодательства в градостроительной деятельности.

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ (ст.12)

Статья 12 прямо формулирует  требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а именно:

  1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
  2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.

Анализ законодательства Российской Федерации демонстрирует, что обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и потребности миллионов граждан Российской Федерации, проживающих как в городской, так и сельской местности, а также основным и системообразующим условием для реализации основных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Тем не менее, практика показывает, что положения действующего российского законодательства в области создания доступной среды для инвалидов часто носят декларативный характер и не предусматривают эффективного и четкого механизма реализации мер по адаптации объектов социальной инфраструктуры, а также ответственности за их несоблюдение,  что позволяет должностным лицам уклоняться от выполнения мероприятий по ее созданию.

Задача общественных организаций инвалидов в этих условиях обеспечить эффективный общественный контроль за реализацией законодательных норм в сфере формирования доступной среды, а также активное участие в подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы инвалидов.